Национальная система квалификаций в вопросах и ответах
Как создать центр оценки квалификации

Что такое центр оценки квалификации

Центры оценки квалификации (ЦОК) – организации, уполномоченные отраслевыми советами по профессиональным квалификациям (СПК) для проведения независимой оценки квалификации.

Функции ЦОК могут исполнять любые юридические лица, не являющиеся образовательными организациями или их дочерними структурами (союзами, ассоциациями и т.п.).

 

Порядок организации ЦОК


I Формат

Определить формат: ЦОК может быть как отраслевой, так и многопрофильной организацией. В последнем случае центр оценки квалификации будет наделен полномочиями от нескольких отраслевых СПК.

II Профстандарты

Перед созданием отраслевого ЦОК выяснить в Реестре профстандартов наличие профессиональных стандартов, квалификаций и оценочных средств по выбранным видам деятельности. В случае, если перечисленные документы отсутствуют, независимая оценка квалификации не проводится.


III. Подача заявления в СПК

Регистрация ЦОК начинается с подачи заявления и комплекта документов в совет по профессиональным квалификациям.

Организация-заявитель должна иметь:

1)    оргструктуру и материально-технические ресурсы для проведения профессионального экзамена;

2)    не менее двух работников, имеющих подтвержденную СПК квалификацию и числящихся в штате центра.

Требования к материально-техническим ресурсам и кадрам определены в оценочном средстве для каждой квалификации.


IV. Рассмотрение заявки в СПК

В течение 30 дней после подачи документов советом по профессиональным квалификациям проводится техническое рассмотрение заявки. После этого СПК может сформировать комиссию для выездной или документарной проверки, направить в организацию-заявитель список замечаний и предоставить время для их устранения.


V. Регистрация ЦОК или отклонение заявки

Решение о наделении ЦОК полномочиями или отклонение заявки происходит в течение 100 дней с даты подачи заявления. В случае регистрации центра оценки квалификации, СПК в течение пяти дней вносит данные о нем в Реестр и информирует Национальное агентство развития квалификаций.

Полная информация о создании ЦОК опубликована в Порядке наделения полномочиями центров оценки квалификаций, утвержденном Приказом Минтруда России № 759н от 19 декабря 2016 года. 


Что такое независимая оценка квалификации?

Независимая оценка квалификации (НОК) – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или другим квалификационным требованиям. Проводится в центрах оценки квалификаций (ЦОК).

Процедура НОК описывается Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Кратко – о НОК:

  1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена, состоящего из теоретической и практической частей. Теоретическая часть профэкзамена обычно проходит онлайн, практическая – очно, в условиях, приближенных к производственным. Для проведения экзамена используется профессиональное оборудование, инструменты или их макеты, тренажеры, специальные компьютерные программы.
  2. НОК могут проходить как лица, самостоятельно обратившиеся в центр оценки квалификаций, так и сотрудники предприятий, проходящие НОК по направлению работодателя. 
  3. В случае успешного прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, а при получении неудовлетворительной оценки – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации по дополнительной подготовке.
  4. Национальное агентство вносит сведения о выданных свидетельствах о квалификации в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций (https://nok-nark.ru).

Что даёт независимая оценка квалификации?

В независимой оценке квалификации (НОК) заинтересованы как работодатели, так и сотрудники предприятий.

Работодателю НОК помогает проводить аттестацию сотрудников, позволяющую определить степень соответствия занимаемым должностям. Независимая оценка квалификации может применяться в случае кадровых изменений, как часть процедуры аттестации, при подборе кандидатов на те или иные вакансии.

НОК снижает риски, связанные с назначением соискателей с недостаточной квалификацией. Результаты оценки могут учитываться при начислении премий, доплат и надбавок за высокую квалификацию.

НОК подтверждает, что профессиональный уровень работника соответствует требованиям профстандартов. Благодаря НОК предприятия выявляют квалификационный дефицит персонала, а результаты оценки служат основой для разработки плана переподготовки или повышения квалификации работников.

Для сотрудников прохождение НОК служит документальным подтверждением уровня квалификации, способности выполнять работу определенного уровня сложности.

Результаты независимой оценки помогают специалистам при сокращении, увольнении и рассмотрении вопросов о должностном росте. 

Чем отличается аттестация, которую проводит работодатель, от независимой оценки квалификации?

Аттестация – мероприятие, проводимое на уровне отдельной организации. Её цель  – оценка соответствия квалификации работника занимаемой должности или выполняемой работе. Для проведения аттестации сотрудников руководство предприятия утверждает положение (локальный акт). Аттестация некоторых категорий работников регламентируется законодательством.

Независимая оценка квалификации (НОК) – один из элементов Национальной системы квалификаций. Она проводится в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами. Прохождение независимой оценки квалификации подтверждает соответствие знаний, умений, профессиональных навыков и опыта специалиста требованиям профессионального стандарта. 

Другие различия между аттестацией и независимой оценкой квалификации:

1) Если аттестация показала, что квалификация сотрудника не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, работодатель вправе принять решение о расторжении трудового договора. Неудовлетворительный результат НОК не может стать основанием для увольнения, однако работодатель может принять результаты НОК к сведению при проведении аттестации. Результаты НОК учитываются при принятии решений о занимаемой должности только в случаях, когда прохождение профессионального экзамена является обязательным. [1]

2) Обязательность прохождения аттестации определяется приказом работодателя. Основанием для обязательного прохождения НОК является либо отдельный договор между работодателем и сотрудником, либо соответствующие положения трудового договора. Для ряда квалификаций НОК обязательна независимо от содержания трудового договора. [1]

3) Аттестацию проходят действующие сотрудники предприятия, проработавшие в организации определенное время. Независимую оценку квалификации может пройти не только персонал компании, но и соискатели тех или иных вакансий. 


Дополнительно информируем, что в соответствии с письмом Минтруда России от 18 сентября 2019 г. N 14-3/В-742 в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работника на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.

_________________________

1 См. ответ к вопросу «Обязательна ли независимая оценка квалификации?»

В настоящее время независимая оценка является обязательной для ряда квалификаций. 

В частности, независимую оценку квалификации обязаны проводить предприятия лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта. Данное положение регламентировано правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743.

С 1 июля 2019 г. независимую оценку квалификации проходят специалисты финансового рынка, работающие в аккредитованных Банком России организациях (письмо Банка России от 2 июля 2019 № 06-14-6/5093 «О переходе к независимой оценке квалификации»).

С 1 сентября 2022 г. вводится независимая оценка квалификации специалистов строительной отрасли, деятельность которых связана с:

  • инженерными изысканиями, 
  • архитектурно-строительным проектированием,
  • строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом или сносом объектов капитального строительства

В настоящее время осуществляется внедрение независимой оценки квалификации в области сварки, в электроэнергетике и других отраслях, работа в которых связана с повышенными рисками.

Где можно пройти независимую оценку квалификации (НОК)?

Профессиональные экзамены в рамках НОК проводятся центрами оценки квалификации (ЦОК) на экзаменационных площадках. Информацию о них можно найти в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. [1]

Для поиска можно использовать один или несколько фильтров:

- по наименованию квалификации (можно указать ключевые слова, например, «механик» или «станках»);

- по наименованию совета по профессиональным квалификациям (СПК);

- по наименованию ЦОК (можно ввести название организации или его часть, а также регистрационный номер);

- по региону или населенному пункту.

Поиск ЦОК или экзаменационных центров также доступен на карте.


_________________________

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649 н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре».

Обязательна ли независимая оценка квалификации?

В настоящее время независимая оценка является обязательной для ряда квалификаций. 

В частности, независимую оценку квалификации обязаны проводить предприятия лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта. Данное положение регламентировано правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743.

С 1 июля 2019 г. независимую оценку квалификации проходят специалисты финансового рынка, работающие в аккредитованных Банком России организациях (письмо Банка России от 2 июля 2019 № 06-14-6/5093 «О переходе к независимой оценке квалификации»).

С 1 сентября 2022 г. вводится независимая оценка квалификации специалистов строительной отрасли, деятельность которых связана с:

  • инженерными изысканиями, 
  • архитектурно-строительным проектированием,
  • строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом или сносом объектов капитального строительства

В настоящее время осуществляется внедрение независимой оценки квалификации в области сварки, в электроэнергетике и других отраслях, работа в которых связана с повышенными рисками.
Кто оплачивает прохождение независимой оценки квалификации?

Специалист, который проходит независимую оценку квалификации по собственной инициативе, оплачивает её самостоятельно. Оплата НОК дает право на возмещение части  расходов за счет налогового социального вычета по НДФЛ в сумме не более 120 000 рублей в год.

В случае, если НОК проводится по инициативе работодателя, профэкзамен оплачивает предприятие. При этом сам работодатель может рассчитывать на ряд налоговых преференций. В случае прохождения НОК с отрывом от производства, за сотрудником сохраняется место работы (должность), а работодатель обязан выплатить ему среднюю зарплату, а также оплатить суточные, стоимость проезда и проживания – если прохождение НОК связано с командировкой.

Какие специалисты входят в состав экспертной комиссии по проведению независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена?

В состав экзаменационной комиссии должно входить не менее трех экспертов по квалификациям, по которым проводится профессиональный экзамен. Уровень подготовки экспертов подтверждают советы по профессиональным квалификациям.

Требования к эксперту описывается в структуре оценочного средства (раздел «Сведения о кадровом обеспечении, необходимом для проведения профессионального экзамена»), размещенного в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/os/list/).

Также в работе экспертной комиссии могут участвовать представители Минтруда России и советов по профессиональным квалификациям. 

Центры оценки квалификаций должны иметь в штате не менее двух экспертов. Остальные эксперты могут включаться состав экспертной комиссии на договорной основе (трудовой договор по основному месту работы, по совместительству, договор гражданско-правового характера).


Можно ли отказаться от прохождения независимой оценки квалификации?

Работники обязаны проходить независимую оценку квалификации в следующих случаях:

  • Если предприятие обязано направлять работников на прохождение независимой оценки квалификации. В этом случае прохождение НОК закрепляется в трудовом договоре.
  • Если сотрудники предприятия проходят НОК на основании внутреннего регламента компании, и при этом данное положение также закреплено в договоре между работником и работодателем.
В соответствии с каким нормативным документом устанавливается срок свидетельства по НОК?

Срок действия свидетельства о квалификации, устанавливается решением профильного Совета по профессиональным квалификациям. Срок зависит от темпов изменений в профессиональной деятельности – развития технологий, появления новых требований к знаниям и умениям. Подробнее – см. приказ Минтруда России от 12 декабря 2016 г. N 726н «Об утверждении Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации», п.5 ж)

(https://nark.ru/upload/iblock/01f/01fa4b7a9388add44ca9a3f66e966e45.pdf)

Как создать совет по профессиональным квалификациям

Советы по профессиональным квалификациям создаются на базе объединений работодателей или профессиональных сообществ – эти организации становятся для СПК базовыми организациями.

Ключевое требование для создания СПК – его учредители должны вести деятельность, как минимум, в половине субъектов Российской Федерации или представлять более пятидесяти процентов работников конкретной сферы деятельности. Если базовая организация не удовлетворяет этому критерию, она может привлекать к созданию СПК других участников рынка.

 

I этап

Заявитель (или группа заявителей) направляет в Национальное агентство обращение на имя Председателя Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям о создании совета по профессиональным квалификациям.

Обращение должно включать:

1.      Справку об организации-заявителе, которая содержит следующую информацию:

  • полное наименование организации-заявителя;
  • адрес;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • адрес официального сайта организации-заявителя;
  • электронную почту;
  • номер контактного телефона, факса (при наличии);
  • перечень видов профессиональной деятельности, которые предлагается отнести к ведению Совета;
  • наименования квалификаций, по которым планируется организация независимой оценки квалификации.

 

2.      Персональный состав Совета с предложением по кандидатуре его председателя, заявления всех членов Совета о согласии участвовать в работе. ё

Персональный состав СПК формируется, исходя из сферы профессиональной деятельности, относящейся к ведению совета. В состав совета могут быть включены представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое регулирование, функции контроля и надзора в сфере деятельности совета, а также образовательных, научных и экспертных организаций. Членами совета могут также быть представители отраслевых профессиональных союзов общероссийского уровня.

 

3.      Пояснительную записку об опыте деятельности организации-заявителя и других организаций-участников Совета в сфере развития профессиональных квалификаций с приложением документов и материалов, подтверждающих указанный опыт, или ссылок на них в интернет.

 

4.      Согласие заинтересованных организаций участвовать в работе СПК.

5.      Проект Положения о Совете.

6.      Проект плана работы Совета на год.

7.      Информацию, подтверждающую, что организация-заявитель и организации-участники совместно удовлетворяют критерию достаточного территориального охвата и представительства работодателей.

 

II этап

Национальное агентство развития квалификаций рассматривает обращение в течение 30 календарных дней. Заявка может быть отклонена из-за неполных или недостоверных сведений.

В случае принятия положительного решения Национальное агентство направляет обращение в рабочую группу Национального совета по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям и уведомляет организацию-заявителя о принятии обращения для рассмотрения по существу.

 

III этап

Рабочая группа Национального совета по профессиональным стандартам  рассматривает обращение и проверяет его на соответствие следующим критериям:

1.       отсутствие на момент обращения советов, наделенных полномочиями по видам профессиональной деятельности, указанным в обращении.

2.       соблюдение критерия достаточного территориального охвата и представительства работодателей.

По итогам рассмотрения рабочая группа готовит проект решения Национального совета с рекомендаций создать Совет, либо – рекомендует отклонить обращение.

 

IV этап

В случае положительного решения рабочей группы, Национальный совет принимает решение о создании Совета, о чем в течение пяти рабочих дней Национальное агентство уведомляет организацию-заявителя.

Процесс создания совета по профессиональным квалификациям (СПК) регламентирован «Порядком наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. №758н.

 

Кто входит в число участников системы независимой оценки квалификации?

Круг участников системы НОК определен в статье 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». В него входят:

1) Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

2) АНО «Национальное агентство развития квалификаций»;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким федеральным органом исполнительной власти согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 17.08.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» является Минтруд России.

Что такое совет по профессиональным квалификациям?

Советы по профессиональным квалификациям (СПК) – постоянно действующие органы Национальной системы квалификаций, создаваемые по отдельным видам профессиональной деятельности.

В задачи СПК входит: 

  • разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований; 
  • проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования; 
  • организация независимой оценки квалификации работников; 
  • организация профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
  • проведение мониторинга рынка труда.

СПК создаются на базе объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и других объединений профессиональных сообществ.

Национальный совет принимает решение о создании СПК, наделяет его полномочиями и одобряет его состав. В состав совета по профессиональным квалификациям не может входить более 31 члена. При этом в составе СПК обязательно должны быть представлены объединения работодателей и профессиональные сообщества, осуществляющие деятельность, по крайней мере, в половине субъектов Российской Федерации и (или) представляющие более 50% специалистов, занятых определенным видом профессиональной деятельности.


Если Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и профессиональный стандарт содержат разные требования, каким документом нужно руководствоваться?

Согласно постановлению Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 организации государственного сектора обязаны применять профстандарты при их наличии. Организации негосударственного сектора применяют по своему выбору профстандарты или ЕТКС, кроме случаев, когда согласно ст. 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями.

Допускаются ли к профессиональной деятельности, требующей определенной квалификации, лица, которые обладают более высокой квалификацией?

Профессиональные стандарты не определяют круг должностных обязанностей. Они содержат описание профессиональной деятельности и указывают наименования должностей работников с минимально допустимым уровнем квалификации для выполнения этой работы. Тот же подход в профстандартах применяется в требованиях к образованию, опыту практической работы и условиям допуска к работе.

Например, профессор или другие преподаватели с уровнем квалификации 8 могут преподавать по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, ориентированным на более низкий уровень квалификации преподавательского состава. 

Можно привести пример и обратной ситуации. Старший преподаватель, преподаватель и ассистент могут вести занятия, на которых обучающиеся осваивают деятельность не выше 6 уровня квалификации. При этом образовательная программа в целом может быть ориентирована на освоение квалификации более высокого уровня.

Какие сведения обязательны к размещению на официальном сайте совета по профессиональным квалификациям (СПК)?

На официальном сайте совета по профессиональным квалификациям должна быть указана следующая информация (в скобках приведен нормативный документ, устанавливающий требование):

1) порядок оценки квалификации экспертов центров оценки квалификаций (абзац 5 подпункта "д" пункта 4 Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям, утвержденного Приложением 1 к Приказу Минтруда России от 19.12.2016 года № 758н);

2) информация о деятельности совета по профессиональным квалификациям (позиции 2 - 6: пункт 14 Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям, утвержденного Приложением 1 к Приказу Минтруда России от 19.12.2016 года № 758н);

3) персональный состав СПК;

4) информация о базовой организации: почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов; 

5) требования к деятельности центров оценки квалификаций;

6) сведения об апелляционной комиссии: почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов;

7) реестр экспертов по профессионально-общественной аккредитации (подпункт г) пункта 6 Общих требований к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденных Председателем Национального совета 3.07.2017 г.);

8) информация о порядке проведения профессионально-общественной аккредитации (пункт 9 Приложения 1 к Общим требованиям к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденных Председателем Национального совета 3.07.2017 г.);

9) наименования квалификаций (позиции 9 – 16: пункт 4 Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 г. № 1204);

10) сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;

11) перечень документов для прохождения профессионального экзамена;

12) комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств;

13) информация о ЦОК: почтовый адрес, адрес электронной почты, адрес официального сайта;

14) адреса мест проведения профессионального экзамена;

15) образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена;

16) правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

Что такое Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и каковы его основные функции?

Национальный совет – координационный орган при Президенте Российской Федерации по вопросам создания и развития Национальной системы квалификаций в России (НСК). Образован Указом Президента РФ №249 16 апреля 2014 года.

Основные задачи Национального совета:

  • Участие в разработке государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров и построении Национальной системы квалификаций.
  • Координация деятельности органов государственной власти, работодателей, профессиональных и общественных объединений, образовательных и научных организаций по развитию НСК.
  • Координация деятельности советов по профессиональным квалификациям.
  • Экспертиза проектов нормативных и правовых актов по вопросам развития системы профессиональных квалификаций и независимой оценки квалификаций.
  • Экспертиза проектов профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов.
  • Международное сотрудничество в сфере развития Национальной системы квалификаций.

В состав Национального совета входят представители органов государственной власти, профессиональных и общественных объединений, образовательных и научных организаций.

Согласие на обработку файлов cookies
Продолжая использовать сайт, Вы даете АНО НАРК (ИНН 7 710 475 530), согласие на обработку файлов cookies и пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Национальная система квалификаций в вопросах и ответах